Учебный процесс в вузе все более тесно связан с исследовательским. Лекции и учебники все чаще отражают результаты передовых исследований, а научные статьи и студенческие работы «стремятся раздвинуть горизонты современной науки».
Ко Дню науки представляем подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в Нефтекамском филиале.
Как студенты участвуют в научной работе?
Наиболее распространенные формы участия студентов бакалавриата очной формы обучения в научной работе в филиале — выступления на конференциях (в том числе студенческих) или семинарах — 17% в 2021 г. Посещали научные семинары и другие мероприятия 30%, участвовали в конкурсах научных студенческих работ 16%, публиковали свои труды 17% от общего числа всех студентов очной формы обучения.
Между участием в научной работе и успеваемостью наблюдается положительная связь. Так, в 2021 г. среди студентов бакалавриата, учившихся только на «отлично», научными исследованиями занимались 74%, среди учившихся на «хорошо» и «отлично» — 40%.
Есть особенно мотивированные студенты, которые «вкладываются» в свои курсовые/выпускные квалификационные работы больше, чем того требует получение хорошей оценки (часть из них — победители конкурсов НИРС), а также ориентированные на продолжение своих исследований в той или иной области.
Наивысшим достижением студента в науке является полноценная научная публикация в рецензируемом журнале. Так в 2021 году результаты исследований двух студентов направления подготовки «Прикладная математика и информатика» были представлены в рецензируемом журнале «Физическое образование в вузах» из перечня ВАК.
При окончании бакалавриата, уже около 20% студентов имеют публикации, в том числе около 5% в российских научных журналах из перечня ВАК.
Научные изыскания и многочисленные публикации позволили студентке направления «Юриспруденция» стать обладателем Стипендии Президента Российской Федерации в прошлом году.
Наука как сфера профессиональной деятельности остается умеренно популярной среди студентов филиала. По данным ежегодного мониторинга трудоустройства, возможность построения карьеры в образовательных и научных учреждениях рассматривают около 5% студентов бакалавриата и продолжают получение образования в магистратуре.
Академическое развитие студентов филиала начинается со знакомства с наукой, понимания научного метода, увлечённости научными открытиями или теориями. Затем следует приобщение к практике научных исследований, в учебной и реальной обстановке.
Все это способствует увеличению числа проектов, поданных студентами на различные конкурсы грантов. Так 18 февраля экспертный совет определил финалистов четвертого сезона Всероссийского конкурса проектов «Инносоциум». Из более чем 700 заявок к участию в финале отобраны 30. В каждой из шести номинаций конкурса социальных проектов «Инносоциум» были определены по пять финалистов. В состав финалистов в номинации «Активное долголетие» партнером, которой является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вошел и студент направления «Информационная безопасность» Нефтекамского филиала БашГУ. Авторы проектов выступят с презентациями перед жюри конкурса. Питчинг проектов запланирован на середину февраля и пройдет онлайн. Из 30 работ жюри выберет 6, авторы которых не только получат гранты в размере 300 тыс. рублей, но и смогут представить свои проекты на ПМЭФ-2022.
Таким образом, научная работа продолжает оставаться одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов Нефтекамского филиала.
С одной стороны, организация НИРС это важно с точки зрения кадрового обеспечения университета и российской науки в целом. С другой, наличие опыта участия в исследованиях дает конкурентные преимущества при построении карьеры не только в академической сфере, но и других секторах рынка.
Обо всех исследованиях, которые проводят студенты в Нефтекамском филиале, можно узнать на сайте в разделе «Наука».